Через таможенные пункты ежедневно и даже ежечасно проходит огромный объем грузов из разных концов земного шара. Любой порт – это настоящее столпотворение для непосвященных. На самом деле все процессы здесь протекают плавно, четко: ведутся разгрузка и погрузка, проводятся необходимые таможенные процедуры, экспедиторы затаможивают и растаможивают грузы – все подчинено специальному порядку, регламентируемому нормативными и законодательными актами.
Вот что интересно: таможенные служащие далеко не для каждого груза определяют такую процедуру, как досмотр. Каким же образом таможенники выявляют среди тысяч грузов тот, который не мешало бы досмотреть? Для этого разработана специальная система управления рисками, которая призвана выявлять правонарушения.
Благодаря системе таможенники практически безошибочно определяют, какой груз подлежит досмотру. Работа системы основана на так называемых индикаторах риска – многочисленных критериях, подсказывающих таможеннику, что с грузом что-то не так. При превалировании тех или иных критериев у таможенника появляется основание для идентификации объекта как подлежащего тщательному досмотру.
Работает это примерно следующим образом. К примеру, поступает груз из Китая, в контейнере по документам должны быть косметика, обувь или текстиль. Определенные параметры, известные одному лишь таможеннику, свидетельствуют о том, что при изготовлении данного товара были нарушены права интеллектуальной собственности. На основании составленного сотрудником таможни профиля риска, он определяет, какую процедуру таможенного контроля следует применить в данном конкретном случае.
Еще одним поводом присмотреться к грузу является маршрут следования. К примеру, данный груз дешевле и быстрее было бы доставить автомобильным или железнодорожным транспортом, а декларант выбирает почему-то морское судно. В такой ситуации будет принято однозначное решение – подвергнуть всю партию досмотру.